В мае Codenrock организовал хакатон Ростелекома – внутреннее соревнование для сотрудников компании. На конкурсе участники могли продемонстрировать свои навыки ML-разработчика в трех треках:
- Улучшение клиентского сервиса.
- Автоматизация маркетинга.
- Прогнозирование продаж.
Благодаря соревнованию сотрудники Ростелекома получили возможность освоить новые навыки и технологии, поэкспериментировать с проектами, поучаствовать в решении конкретных бизнес-задач. Как прошел хакатон и как повторить успех – в этом кейсе.
Зачем нужен хакатон для сотрудников
Внутренние хакатоны для сотрудников помогают развивать инновации, улучшают рабочие процессы и позитивно сказываются на сплоченности команды. Регулярное проведение соревнований для сотрудников позволит:
- Разработать новые продукты. Хакатоны стимулируют сотрудников генерировать новые идеи и решения. После конкурса работодатель получает несколько готовых прототипов, которые затем можно доработать до полноценного сервиса. Это позволяет компаниям быстро тестировать и внедрять инновации.
- Проверить гипотезы. Иногда компании проводят хакатоны для поиска решений конкретных проблем или вызовов, стоящих перед бизнесом. Тратить средства на внедрение новых, непроверенных технологий – риск. Соревнование позволяет протестировать и оценить IT-решения на реальной бизнес-задаче, найти среди них самые креативные и действенные.
- Мотивация и вовлеченность. Внутренний хакатон – возможность проявить себя и внести вклад в развитие компании, что повышает у сотрудников вовлеченность и удовлетворенность работой.
- Выявление талантов. IT-соревнования помогают руководителям находить лидеров и талантливых сотрудников внутри компании, что будет полезно для дальнейшего роста и развития кадров.
Хакатоны приносят пользу сотрудникам. Они могут лучше познакомиться с коллегами, научиться действовать самостоятельно, более вдумчиво анализировать задачи и освоить новые навыки.
Как провести внутренний хакатон: опыт Ростелекома
Хакатон проходил в рамках Школы программирования – образовательного направления Ростелекома, где сотрудники могут переквалифицироваться и освоить новую профессию. Перед компанией стояли задачи:
- Сформировать команду, ответственную за проведение мероприятия.
- Определить актуальные бизнес-требования.
- Оформить их в виде заданий для участников хакатона.
- Организовать процесс регистрации сотрудников на соревнование и взаимодействия с экспертами во время митапов и чек-поинтов.
- Подвести итоги хакатона.
Первый этап – привлечение к работе бизнес-заказчиков, представителей компании, которые помогут сформулировать цели и задачи для участников на основании своей экспертизы, оценят результат и потенциал его внедрения. Они играют ключевую роль в процессе, обеспечивая связь между потребностями организации и техническими решениями, которые разрабатываются на хакатоне.
Для внутреннего соревнования Ростелекома бизнес-заказчики подготовили кейсы, на которых участники смогли продемонстрировать свои навыки, и определили три востребованных направления:
- Улучшение клиентского сервиса.
- Автоматизация маркетинга.
- Прогнозирование продаж.
Кроме бизнес-заказчиков, Ростелеком привлек к организации хакатона менеджера проекта и нескольких внутренних технических экспертов для оценки решений конкурсантов.
Следующий важный шаг – подготовка технической платформы, которая обеспечит эффективное взаимодействие бизнес-заказчиков, экспертов и участников хакатона. Для проведения соревнования Ростелеком выбрал Codenrock – площадка позволяет создать мероприятие, зарегистрироваться на которое можно только по прямой ссылке, что отлично подходит для корпоративных IT-конкурсов. При этом доступны все ключевые возможности – оформление страницы, загрузка решений, голосование жюри, запись на чек-поинты и другие функции.
Со стороны Codenrock в подготовке хакатона участвовали менеджер проекта, дизайнер, внешние технические эксперты. Специалисты сопровождали соревнование Ростелекома на всех этапах:
- Подготовка платформы.
- Разработка задач и критериев оценки.
- Работа с участниками: ведение чата, формирование команд, помощь конкурсантам и ответы на их вопросы.
- Выполнение организационных задач: проведение митапов, чек-поинтов, консультация членов жюри.
- Проработка дизайна мероприятия: сертификатов, презентаций, ключевых рекламных материалов.
Ростелеком отметил важность привлечения внешних подрядчиков, которые помогли подготовить более качественное и интересное для целевой аудитории мероприятие.
Процесс запуска хакатона
Регистрация участников и сбор команд. Эксперты Codenrock помогли оформить привлекательный лендинг, составить для него конструктивное описание и подготовить анонсы для потенциальных участников. Внутренний хакатон не отображался в списке всех актуальных соревнований, поэтому попасть на него могли только сотрудники Ростелекома. На странице мероприятия конкурсанты могли заполнить анкету и присоединиться к мероприятию, а затем – найти команду или создать новую.
Составление задач для конкурсантов. Эксперты помогли оформить бизнес-требования и реальные кейсы в понятные, интересные и выполнимые в рамках хакатона задания. Они были загружены на платформу, чтобы все участники смогли получить к ним доступ в заданное время.
Коммуникация. Для участников хакатона был создан чат. Конкурсанты могли не только общаться в нем и получать важные новости. Модераторы всегда были готовы ответить на вопросы и оказать техническую поддержку.
Участие в чек-поинтах и финальном голосовании. На промежуточных этапах эксперты проверяли прогресс команд, давали обратную связь и рекомендации по улучшению проектов. Для жюри подготовили критерии оценки и настроили доступ к ним, чтобы судьи могли прямо на платформе просмотреть решения и выставить баллы. Специалисты Ростелекома всегда могли обратиться за помощью в принятии решения и дополнительной технической оценкой проектов.
Как прошло соревнование
Хакатон Школы программирования стартовал 17 мая. К этому времени регистрацию прошли 110 сотрудников Ростелекома, которые объединились в 20 команд.
Конкурсанты могли поучаствовать в трех чек-поинтах. Первая встреча была посвящена обсуждению задач и вопросам по их решению, вторая – предварительной оценке проектов и подготовке презентаций, а третья – внесению финальных правок. Команды могли участвовать в разных треках, но финалисты определялись по итогам набранных баллов в общем рейтинге.
Прием решений был закрыт 25 мая. На следующий день авторы семи лучших проектов смогли выступить с презентацией своих решений. По итогам защиты жюри определило четырех победителей.
Больше всего в хакатоне Школы программирования участвовало специалистов уровня Junior и Middle. Также среди конкурсантов были Traineе, Senior и Lead. Мероприятие охватило сотрудников Ростелекома из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Твери, Новосибирска, Екатеринбурга и других городов России. Основные навыки конкурсантов – Python, SQL, JavaScript, Docker, Git.
Победители
Среди участников всех треков четыре команды набрали наибольшее количество баллов в общем рейтинге.
Команда «Предприятие 3826» также заняла первое место в треке «Улучшение клиентского сервиса». «Хак, хак и в продакшн» и Cortex Commanders – первую и вторую строчку соответственно в задаче «Автоматизация маркетинга», а «Видоизмененный углерод» лидировал в категории «Прогнозирование продаж».
Призом на хакатоне стал сертификат, который можно использовать для прохождения любых внешних IT-курсов, не расходуя лимит, который сотрудники тратят на внутреннее обучение.
Благодаря слаженной работе удалось провести мероприятие, которое укрепило командный дух коллектива и предоставило возможность лучшим сотрудникам выиграть сертификаты на дополнительное обучение. Проекты, созданные на хакатоне, в дальнейшем могут быть использованы для решения реальных бизнес-задач Ростелекома и разработки новых сервисов для B2B-клиентов.
Эксперты
Отзывы экспертов
Больше спасибо организаторам, которые курировали нас днем и ночью. Я ожидал, что все команды будут использовать API и отдадут привилегию выбора генерации текстов и картинок нейросетям. К своему счастью и удовольствию я увидел, что старая школа еще жива – много кода с подготовкой и анализом текста, графиками, и только потом переход непосредственно к задаче. Поздравляю победителей, поздравляю участников. Это очень классный опыт.
Азат Якупов, преподаватель Школы программирования, руководитель Лаборатории данных КФУ
Я изначально не знал уровень участников. Но финальные результаты очень удивили и порадовали. Получились полноценные решения: с сайтами, моделями, крутым анализом. Спасибо, что пригласили поучаствовать в жюри хакатона. Это интересный опыт.
Сергей Артюхин, ML-разработчик Karpov.courses
Отзывы участников
Это отличный опыт для тех, кто прошел Школу программирования. Не все могут найти время на такое мероприятие, но, думаю, 8 дней оптимальное время. Как раз полные выходные на первичный анализ, рабочие вечера (и ночи) на проработку решения и последняя суббота на последние штрихи. Больший срок, кажется, уже утомительно и скорее для профессиональных хакатонов на большие задачи, а меньший срок очень стрессово.
Евгений Князев, участник команды «Хак, хак и в продакшн»
Хотел бы со стороны участников поблагодарить организаторов за нетривиальные кейсы, приближенные к бизнес-задачам. Всегда очень ценится, когда ты не на стерильных задачках, а на максимально близких к реальным боевым условиям проверяешь себя на прочность. Поэтому отдельное «спасибо» тем, кто структурировал кейсы, подготавливал данные.
Владимир Викулов, участник команды «Видоизмененный углерод»